Массовая коммуникация

Массовая коммуникация
процесс передачи и распростра нения социальной информации, носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения, М. к. является с исторической точки зрения объективным процессом культуронаследования, с точки зрения актуальности трансляцией информации внутри данного социума. Информация, распространяемая с помощью М. к., носит опосредованно-знаковый характер. Сам процесс М. к. обусловлен социальными потребностями и способствует социализации личности и функционированию культуры. Содержание М. к. детерминируется общественным строем и является отражением господствующего строя. Характер и формы М. к. как конкретно-исторического процесса тесно связаны с уровнем производительных сил, достигнутых человечеством, с новейшим этапом развития (развертывания), научно-технической революции. Характер и направление влияния М. к. на индивида зависят от выбора одной из двух принципиальных программ воздействия: манипулятивной и формирующей. Манипулятивная программа предполагает разделение объекта и субъекта коммуникации.

Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую культуру, субъект-небольшая социальная группа коммуникаторов, создающая массовую культуру, являющуюся основным содержанием М. к. Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия принципиально разобщенных индивидов, а проблема формирования личности имеет сугубо утилитарное значение. Напротив, формирующая программа направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимым, индивидуальным началом. Объект и субъект коммуникаций в данном случае не разобщены (массы являются одновременно и объектом, и субъектом коммуникации). Формирующая программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. В рамках рассматриваемой программы М. к. служит интеграции культуры, организации активного общественного мнения, пробуждению творчески сознательного начала личности. Обе программы представляют собой теоретические абстракции, отсутствуя в чистом виде в практике М. к., реальную картину которой образуют их различные сочетания. Однако следует отметить в социалистическом обществе преимущественную ориентацию М. к. на развитое в рамках формирующей программы.

В условиях демократизации общественной жизни страны выбор приоритетной программы воздействия коммуникаторов тесно связан с неотложной задачей расширения прав и повышения активности аудит.оии в развитии процессов М. к. Аудитория выступает носителем активного начала в коммуникационном процессе. Участие индивида в процессе М. к. характеризуется многосложными связями. Сущность аудитории М. к. как социального образования состоит в том, что в ней отражаются те специфические социальные взаимосвязи между членами общества, которые складываются в процессе массового общения с помощью средств М. к. в целях удовлетворения информационных потребностей. Изучение процессов М. к. носит междисциплинарный характер. Задача социологии заключается в исследовании социальных аспектов коммуникационных процессов, закономерностей их функционирования и развития. К средствам массовой коммуникации обычно причисляют кино, радио, телевидение, печать (прессу). Широкая трактовка термина включает в средства массовой информации М. к. рекламу, моду, дизайн и т. д. (см. Социология СМИ}.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Массовая коммуникация" в других словарях:

  • Массовая коммуникация — систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на… …   Финансовый словарь

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — см. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication; от лат. communicatio сообщение, передача) систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ —         (англ. mass communication), систематич. распространение сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных . аудиторий с целью утверждения духовных цен востей и оказания… …   Философская энциклопедия

  • Массовая коммуникация — (англ. mass communication) 1) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий; 2) система, состоящая из источника сообщений и их… …   Политология. Словарь.

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass cоmmunication). Распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись с целью распространения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Основными… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Массовая коммуникация — (англ. mass communication)         систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного… …   Большая советская энциклопедия

  • массовая коммуникация — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. * * * МАССОВАЯ… …   Энциклопедический словарь

  • массовая коммуникация — 1. Общение отправителя речи с коллективным (массовым) адресатом, социально разнородным (например, при помощи СМИ) или социально однородным (например, с классом, студенческой группой и т.п.). 2. в риторике: публичная речь, произведения которой… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»